Приспособление для овевания и охлаждения лица и плеч известно миру с глубокой древности. Первые письменные сведения о нем относятся к VIII–II векам до нашей эры. Материалы, из которых изготавливали веера, были различными: пальмовые и лотосовые листья, бумага, пергамент, шелк и различные ткани. В середине XIX века в моду вошли веера из страусовых перьев. Своей популярностью и распространённостью они обязаны одомашниванию страусов в южноафриканских странах во второй половине 1860-х годов.
Первая страусиная ферма в Южной Африке появилась в небольшом городке бывшей Капской колонии (ныне территория Южно-Африканской республики) Оудсхорне в 1863 – 1865 гг. Засушливый и теплый климат этой местности идеально подходил для разведения страусов. Спрос на страусиные перья был очень высок: в большом количестве они отправлялись в европейские страны, особенно в Великобританию и Францию, а также в Северную Америку. Доход от такой коммерции приравнивался к торговле золотом, поэтому страусовый бизнес стал быстро распространяться, охватывая мировое пространство.
Крупнейшим центром торговли страусиными перьями во второй половине XIX века стал Лондон, где сначала каждый год, а затем уже и ежемесячно проводились перьевые аукционы. Перья страусов активно шли на создание боа, вееров, украшение дамских шляп и в целом нарядов. В это время страусовый веер становится обязательным вечерним аксессуаром дам.
Веера различались по качеству, размеру и цене. На качество и стоимость аксессуара влияло то, из каких перьев он был сделан, и какой материал послужил в качестве остова. Самыми дорогими были черные и белые перья самцов страуса, которые брали с конца хвоста птицы, дешевыми же считались серые в красно-коричневую крапинку перья самок, но, как правило, их перекрашивали в модные цвета. Дорогостоящими материалами, из которых делали каркас веера, были слоновая кость, дорогие породы дерева, перламутр и панцирь черепахи, из которого как раз сделан остов нашего веера. Размер аксессуара варьировался от 30 до 60 см.
Веер из перьев страуса был неотъемлемой частью женского наряда вплоть до 1920-х годов. После Первой мировой войны мода на этот изысканный аксессуар уходит в прошлое. Впоследствии веера будут активно использоваться в театрах для воссоздания того или иного образа. Кроме того, они сохранились во многих семьях. Так, веер из черных перьев, представленный в экспозиции музея, принадлежал Августе Августовне Лаумец – ведущей актрисе Ставропольского театра музыкальной комедии в 1943 – 1948 гг. Начало сценической деятельности Лаумец приходится на 1930-е годы, а с 1938 г. она работала ведущей артисткой в разных театрах страны.
А.А. Лаумец – артистка с широким творческим диапазоном. Она играла в опереттах «Раскинулось море широко», «На берегу Амура», «Морской узел», «Девушка из Барселоны», «Холопка», «Гейша» и др.
Оперетта «Веселая вдова» Франца Легара. Актеры А.А. Лаумец и А.Г. Янушек
В годы Великой Отечественной войны А.А. Лаумец вместе со своим супругом Анатолием Георгиевичем Янушеком, также артистом музыкальной комедии, работали во фронтовом театре Северо-Кавказского военного округа. В послевоенное время супруги обучали пению ставропольскую молодежь, вели драматические кружки. Значительно позднее, в 1980-х годах, некоторые документы, фотографии, различные предметы, в том числе и веер, были переданы в музей.