С момента своего возникновения Ставрополь искал способы наилучшего освещения своих улиц, площадей и зданий. На улицах зажигали плошки с нефтью, в домах горели сальные или восковые свечи. Затем на освещение уже пошло постное или конопляное масло.
Со временем появился фотоген, так первоначально именовался керосин. Роскошные лампы «молнии» и «семилинейки» в фаянсе и серебре появились в домах богатых, керосиновые коптилки у бедных. Но даже самые мощные 10 и 14-линейные уличные керосиновые фонари не могли разогнать мрак ночных улиц, число которых превышало четыре сотни.

Как сообщают архивные документы, началом электрического века в Ставрополе надо считать 1897 г., когда рядом со зданием городской Думы ставропольским купцом Георгием Тимофеевичем Ивановым была построена электростанция. Это было оригинальное строение с полностью остеклённой фасадной стороной, обращенной на восток. В этом здании были размещены доставленные в Ставрополь два двигателя «Дизель» Коломенского завода, мощностью до 100 лошадиных сил каждый, соединенные ременной передачей с динамо-машинами «Вестингауз».

Одновременно устраивалась городская электрическая сеть, сначала на еловых столбах, а затем на железобетонных, изготовленных на местном чугунолитейном заводе Руднева и Шмидта, простоявших до 70-х годов XX века.
В дальнейшем электростанция пополнилась новыми двигателями, динамо-машинами и генераторами, что позволило осветить центральные улицы города, магазины и рестораны, банки и больницы, квартиры зажиточных горожан.

В годы Революции и Гражданской войны электрическая станция была выведена из строя, но с началом НЭПа полностью восстановлена, получив наименование «Искра». В 1930-е гг. в Ставрополь пришли дизели коломенского завода «Двигатель революции», что несколько улучшило энергоснабжение города.
3 августа 1942 г. Ставрополь (тогда Ворошиловск) был временно оккупирован немецкими войсками. При их отступлении в январе 1943 г. здание электростанции было взорвано: уцелел лишь один двигатель с динамо-машиной и генератором. Но уже к концу 1943 г. здание электростанции было частично восстановлено, и город стал получать электроэнергию по жесткому лимиту.
Прошли годы, и дизели Ставропольской тепловой электростанции были остановлены. В наши дни на территории станции обосновались службы городских электросетей.